Предлагаем вашему вниманию краткий анализ текущего состояния рынка клининговых услуг. В Российской Федерации данная отрасль интенсивно развивается, на рынке появляются новые игроки, но далеко не все из них оказываются способны выжить в условиях жесткой конкуренции. Внутри самой отрасли наблюдается тенденция к эволюции.
На данный момент бизнес-сегмент клининга в России очень нестабилен. Для РФ это более или менее новое направление бизнеса, первые клининговые компании начали появляться в России в 90-х годах 20-го века (на тот момент это были филиалы западных клининговых компаний). В дальнейшем инициативу подхватили и российские предприниматели. Сейчас на отечественном рынке присутствует около 500 клининговых компаний, при этом каждый год рынок растет приблизительно на 30%. Ежегодный оборот этого сегмента рынка в среднем составляет 200-220 млн долларов, на одну только Москву, при этом, приходится приблизительно 100-150 млн долларов — больше половины.
Что интересно, большая часть клининговых компаний представляет собой совсем небольшие фирмы, статистика следующая:
При этом прогрессивные компании активно осваивают новые области деятельности. То, что клининговые компании занимаются исключительно уборкой, — не более чем стереотип.
В частности, клининговые компании предлагают следующие услуги (проценты показывают, сколько клининговых компаний на рынке предлагает данную услугу):
Руководители большинства клининговых компаний отмечают, что успех клининговой деятельности зависит от профессиональной организации и грамотного распределения ресурсов — это задача эффективных менеджеров, но при этом на современном рынке труда наблюдается острый дефицит высокопрофессиональных управленцев.
Нужно учитывать, что клиенты привыкают к тому менеджеру, который начал с ними работать первым; замену управляющего клиенты переживают очень болезненно — вплоть до отказа от услуг компании.
При этом клиенты считают, что хороший управляющий должен обладать следующими качествами:
Владельцы клининговых компаний очень нечасто проводят обучение для своих управленцев; тренинги повышения квалификации проходят только для самих мастеров клининга.
Также наблюдается еще одна тенденция: руководители клининговых компаний, разумеется, стараются экономить (в частности, такие меры позволяют уменьшить стоимость услуг для клиентов). Следствие из этого факта следующее — мастеров по клинингу, в основном, набирают из мигрантов из стран Средней Азии, в отдельных случаях это негативно сказываться на качестве услуг.
Тем не менее, с 2015-го года в России вышло несколько новых законов, которые значительно затрудняют регистрацию и проживание мигрантов на территории России. Руководители клининговых компаний отмечают значительное сокращение количества работников из числа мигрантов, в некоторых случаях отток достигает 70%.
Эти факторы привели к централизации и укрупнению рынка, небольшим компаниям становится все сложнее выжить. Многие компании сливаются, крупные игроки просто скупают маленькие фирмы.