Конкуренция вынудила поставщиков гигиенической продукции развивать дополнительные услуги. Теперь большинство компаний не только предлагает швабры, порошки и ведра, но и убирает помещение, оптимизирует расходы ресторана на чистоту и обучает персонал.

Рынок гигиенической продукции развивается, преодолевая трудности. Все-таки без средств для уборки помещений не может обойтись ни одно заведение, особенно в ситуации, когда санитарные нормы только ужесточаются. Именно поэтому многие компании считают направление гигиенических средств очень перспективным. «Несколько лет назад прямые продажи в сегмент HoReCa занимали у нас менее 10% всех продаж. Это объяснялось узким ассортиментом и стремлением владельцев кафе и ресторанов приобретать все товары, от трубочек до полотенец, в одной компании. С усилением роли крупных сетевых игроков на ресторанном рынке, а также с началом производства барных салфеток расширилось и наше присутствие в данном сегменте. На сегодняшний день ежегодный прирост продаж в HoReCa составляет более 50%, а в ближайшее время в связи с расширением нашего производства эти показатели увеличатся», - прогнозирует Никита Малякин, директор по продажам компании «ПКФ Торус регион».

Ольга Лагутина, коммерческий директор компании «Триал Маркет», утверждает, что в их компании средний рост продаж за прошедший год в сегменте HoReCa составил 30%. Во многих компаниях делают положительные прогнозы на будущее: «В данный момент ситуация стабилизируется, наблюдается тенденция к росту», -отметила Татьяна Самарина, менеджер по маркетингу «ДжонсонДайверси». Некоторые специалисты рассчитывают на глобальные перемены на рынке. «Я думаю, что со временем мы придем к европейским стандартам. Об этом говорят все процессы, которые сейчас происходят в ресторанном сегменте. Тогда рынок гигиены получит очень мощный толчок и объем продаж профессиональных средств вырастет в сотни раз», - считает менеджер по работе с ключевыми клиентами в сегменте HoReCa «Фройденберг Хаусхолд Продактс Истерн Юроп» Алексей Вашкевич.

Повышение цен, которое наблюдалось на протяжении года, связано в первую очередь с тем, что большую часть средств гигиены приходится закупать за границей. «Основная доля нашей продукции экспортируется из стран Европы (всего более десяти стран, где находится производство), в частности из Чехии, Голландии, Швейцарии, Италии, Венгрии, Франции и др. Компании приходится брать на себя валютный риск, таким образом происходит рост цен на импортные товары», - рассказала Татьяна Самарина. В начале года производители бумажной продукции повысили цены на 6-10%, бытовой химии -на 5-15%. Увеличилась и стоимость профессионального уборочного инвентаря (Unger, Bol, Vileda), что также было связано с повышением курса евро.

Уборка после ремонта

Безусловно, такое положение дел должно стимулировать российских производителей. «Основной тенденцией на рынке за последний год стала переориентация с зарубежных производителей на отечественных. Объем производства нашей компании за последний год увеличился более чем в три раза. Также наметился отказ владельцев ресторанов от закупки дешевых моющих средств и уборочного инвентаря. Они на собственной практике убедились в экономичности использования профессиональных средств», - считает Никита Малякин.

В целом на рост стоимости гигиенической продукции на фоне неблагоприятной экономической ситуации ресторанные заказчики отреагировали по-разному. «Одна часть клиентов перешла на более дешевые аналоги, другая, наоборот, стала пользоваться профессиональной химией и расходными материалами», - отметила Ольга Лагутина.

Рестораторы вынуждены особенно тщательно выбирать чистящие средства, часто склоняясь к профессиональной продукции. «Клиенты стали более внимательно оценивать продукцию в соотношении цена-качество», - отмечает Ольга Капранова, менеджер по маркетингу компании SCA Hygiene Products Russia. Концентраты, требующие разбавки, можно отнести к наиболее оптимальным вариантам. «Мы позволяем минимизировать расходы, предлагая средства для приготовления рабочего раствора, которые нужно разбавлять водой в десятки и сотни, а в некоторых случаях и в 100 тыс. раз. А бытовые препараты - это готовые к употреблению составы, состоящие почти полностью из воды», - поделилась мнением Лилия Нуреева, коммерческий директор компании Almin-provision service. По прогнозам Ольги Лагутиной, более востребованной в будущем будет именно профессиональная продукция, причем как бумажная, так и химическая. «Она позволяет четко контролировать расходы на средства гигиены и как следствие снижать их», - отметила она.

Сегодня наиболее популярными продуктами компании Vileda Professional в сегменте HoReCa являются система для уборки пола «УльтраСпид» (ведра, мопы), латексные перчатки «Контракт» и салфетка-губка «Веттекс». «Перчатки «Контракт» популярны из-за высокой прочности и приемлемой цены, а также благодаря специальному внутреннему хлопковому покрытию, которое снижает риск аллергии на латекс. Салфетка-губка «Веттекс» впитывает и собирает грязь, не оставляет ворса и отличается долговечностью», - прокомментировал хиты продаж компании Алексей Вашкевич. В «ДжонсонДайверси» среди всего ассортимента (профессиональные моюще-чистящие и дезинфицирующие средства, дозирующее оборудование, уборочная техника и аксессуары для комплексной уборки кухонь, туалетных комнат, залов, а также средства личной гигиены) наиболее популярны средства для посудомоечных машин и весь спектр дезинфицирующих средств.

В компании SCA Hygiene Products Russia высоким спросом в сегменте HoReCa пользуются туалетная бумага в больших рулонах 100-525 м, одноразовые бумажные полотенца, жидкое мыло. «Другая важная часть нашего ассортимента для поддержания чистоты и гигиены в сфере общественного питания - протирочные материалы, специально предназначенные для использования на профессиональных кухнях, например бумажные полотенца с центральной вытяжкой с произвольным порционированием, различные виды бумажных и нетканых протирочных материалов, которые специально подбираются в зависимости от вида выполняемых работ. Ну и различные виды салфеток: цветные салфетки, салфетки с логотипом, диспенсерные салфетки. В сегментах casual dining и фаст-фуд набирают популярность диспенсерные салфетки Tork, которые позволяют сократить затраты на салфетки до 25%», - поделилась Ольга Капранова. Компания Almin-provision service поставляет линейку химии для профессиональной кухни из Бельгии Cid Lines, компания является также дистрибьютором «Джорджии Пасифик», Vileda и др.

Уборка ресторанов

Никита Малякин отметил, что в туалетные комнаты стали чаще устанавливать расходные материалы высокого качества. Кроме того, в «ПКФ Торус регион» очень хорошо покупают профессиональный уборочный инвентарь Ready Brush.

Игроки отмечают повышение конкуренции в своем сегменте, которая дает толчок для развития рынка средств гигиены. «Основная причина роста конкуренции - схожий ассортимент по схожим ценам. В результате выигрывают те компании, которые помимо комплексного ассортимента продукции предлагают клиентам дополнительные услуги, такие, как отслеживание запаса продукции на складе клиента, бесплатная доставка, консультации, помощь в обучении персонала, предоставление обучающих материалов, и другие услуги, облегчающие работу предприятия», - считает Лилия Нуреева. Сегодня Almin-provision service (Almin-Cleaning service) предлагает услугу по уборке помещений: ежедневную и генеральную уборку, уборку после ремонта или после каких-либо мероприятий и др. «Всех клиентов (и столичных, и региональных) сегодня интересует именно комплексный подход к уборке - это последовательность разработанных процедур, избирательность каждого средства, его низкая концентрация и как результат невысокая стоимость», - заявила Лилия Нуреева.

С интересной идеей вышла на рынок и компания «Триал Маркет». «Наша компания ввела дополнительную услугу для нынешних и потенциальных клиентов: мы готовы провести аудит используемых клиентом расходных материалов и на основе полученных данных сделать предложение, которое позволит клиенту сократить расходы», - рассказала Ольга Лагутина.

Гигиенические новинки

За текущий год ассортимент ведущих компаний, поставляющих средства гигиены в рестораны, пополнился новинками. Компания SCA Hygiene Products Russia представила диспенсерные салфетки сложения Interfold, диспенсерную систему для туалетной бумаги Autoshift Т6 (рассчитана на два рулона туалетной бумаги 100 м), основные характеристики данной новинки - компактный дизайн и заметная экономия бумаги. Также ассортимент барных салфеток пополнился новыми цветами: лиловым, черным, шампань.

В «ПКФ Торус регион» основными новинками в ассортименте стали барные салфетки собственного производства. «Большая цветовая гамма, широкий выбор форматов, профессиональная упаковка, возможность нанесения логотипов - все это позволило нам существенно увеличить реализацию данной продукции. В ближайшее время мы начнем производство диспенсерных барных салфеток», - прокомментировал новинку Никита Малякин.

В ассортименте компании «Триал Маркет» появилась востребованная сейчас профессиональная химия Farmos. «Это компания из Финляндии, которая предлагает комплексные решения в таких секторах, как гигиена предприятий пищевой промышленности, прачечные, гигиена профессиональных кухонь, профессиональная уборка, больничная гигиена, личная гигиена и т.д.», - отметила Ольга Лагутина.

«ДжонсонДайверси» представила в этом сезоне поломоечную машину TASKI Swingo 150Е. «Это ультракомпактная машина для уборки в помещениях, сильно заставленных предметами интерьера. Она моет и осушает поверхность одновременно. Основная цель создания машины - замена ручного труда», -делится мнением Татьяна Самарина, менеджер по маркетингу компании «ДжонсонДайверси».

Metsa Tissue презентовала новые диспенсеры. «В этом сезоне мы выводим на рынок две линии диспенсеров - «Серебро» и «Белый пластик», предназначенные для тех мест, где имидж имеет первостепенное значение», - рассказала Елена Чернина, маркетинг-менеджер Metsa Tissue.

Основными новинками Vileda Professional для сегмента HoReCa можно назвать одноразовые латексные перчатки «СуперСенс» без талькового напыления и мини-тележку «Волео». «Перчатки «СуперСенс» подходят для любого вида клининга, требующего частой смены перчаток и соблюдения высокого уровня гигиены. Эти перчатки мягкие, хорошо сидят на руках, сохраняют тактильные ощущения и вместе с тем прочные. Внутреннее полимерное покрытие снижает риск аллергических реакций и обеспечивает легкое надевание и снятие перчаток», - охарактеризовал новинку Алексей Вашкевич. Компактная тележка «Волео» позволяет убирать небольшие территории, не требует много свободного пространства для хранения. С ее помощью можно собирать мусор, а также хранить салфетки и химию. «В комплектацию помимо стандартных элементов входят держатель моющих насадок и насадка «МикроЛайт», - отметил Вашкевич.

Химчистка штор

«Источник: журнал FoodService февраль 2009 №10»